Составление и общая редакция А. Н - страница 59



1152. …о посещении оной Преосвященным Митрополитом Григорием. — Также в 1858 г., за десять дней до Высочайшего посещения, Валаамскую обитель посетил Высокопреосвященный Григорий Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Владыка пробыл на Валааме три дня: служил Божественную Литургию, посещал скиты и пустыни. 20 июня утром Архипастырь отправился на Предтеченский остров, где совершил освящение храма во имя Пророка и Предтечи Господня Иоанна. В 3 часа пополудни, благословив братию и гостей, Митрополит Григорий отбыл в обратный путь (Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 1889. С. 287).


1153. Митрополит Григорий (Постников). Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь. Изложение в отношении к глаголемому старообрядству. В 2-х частях. СПб., 1854.


1154. Епархия новая. — Кавказская и Черноморская епархия была открыта в 1843 г. Первым Епископом Кавказским и Черноморским стал Преосвященный Иеремия (Соловьев).


1155. Ин. 11:1–46.


1156. «С первого дня пребывания в Ставрополе владыка Игнатий ощутил все тяготы неустроенности вверенной ему кафедры. Ветхая хижина, именуемая Архиерейским домом, пожертвованная 14 лет назад купцом Волобуевым для приюта первого Ставропольского епископа Иеремии, к тому времени стала разрушаться. Поэтому Святитель первые полгода проживал на частной квартире, безвозмездно предоставленной г. Стасенковым. Архиерейскому дому принадлежала Андреевская церковь (без причта), находившаяся на окраине города. Само место, именуемое Воробьевкой, было весьма удобным и живописным…» (Прот. Михаил Моздор. Святитель Игнатий (Брянчанинов), Епископ Кавказский и Черноморский. Ставрополь, 1999. С. 36). На собранные пожертвования (чуть больше 4 000 рублей), рядом с церковью был построен на каменном фундаменте небольшой деревянный дом.


1157. …Вашего нового благочинного… — Благочинным монастырей С.-Петербургской епархии, после отъезда епископа Игнатия на Кавказ, стал его преемник по настоятельству в Троице-Сергиевой пустыне, бывший наместник ее, а прежде любимый келейник святителя Игнатия — архимандрит Игнатий (Малышев. 1811–1898).


1158. Ин. 4:35–38; Лк. 10:2.


1159. 36° Реомюра — 45° Цельсия.


1160. Самая высокая точка Валаамского архипелага находится на острове Лембос — 58,2 м.


1161. Ивана Григориевича… — См. примеч. № 7 к письму от 16 ноября 1861 г.


1162. …за присланные книжки и эстампы. — Игумен Дамаскин отправил владыке Игнатию книги о посещении Валаама Царствующими особами. Это: «Государь Император Александр I на Валааме в августе 1819 года», издана в Царском Селе в 1858 г., 25 страниц, и «Посещение Валаама Государем Императором Александром Николаевичем и Августейшим Его Семейством 28 июня 1858 г.», издана в С.-Петербурге в 1859 г., 15 страниц. Также им было послано несколько эстампов с изображением «Высочайшего поезда по монастырскому заливу», художника П. И. Балашова (Письма игумена Дамаскина. От 14 июня 1859 г. АВМ. Ф. 2. Оп. 9).


1163. …а ныне купанием в море. — «В 1859 г. Преосвященный Игнатий выехал из Ставрополя для обозрения церквей Черноморья в начале мая и вернулся в начале августа; более длительная остановка была только в Тамани. За это время Епископом было посещено свыше 100 церквей, совершено 17 литургийных служений, проезд исчислен в 1866 верст…» (Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов, его жизнь, личность и морально-аскетитечские воззрения. В 2-х томах. Киев, 1915. Примеч. к с. 242–243).


1164. Письмо от 30 августа 1859 г. в архиве Валаамского монастыря, в собрании писем о. игумена Дамаскина — не сохранилось.


1165. Деян. 14:22; 2 Сол. 1:5.


1166. В Национальном архиве Карелии, где хранятся машинописные копии писем святителя Игнатия, сделанные Валаамскими иноками в 1920 г., за этим письмом, от 13 сентября 1859 г., следует примечание: «…к письмам Преосвященного Владыки, епископа Игнатия, возглавляемым знамением Креста Господня: "Развевается знамя Креста над письмом моим: всегда слово мое выходит под этим знаменем! Слово мое — и возвещение мира и провозглашение войны; призывает к храбрости, победе, завоеванию мира таинственное воинство израильское: помышления и чувствования христианина"». Это цитата из письма архимандрита Игнатия к Н. Н. Муравьеву-Карскому от 6 октября 1847 г. Письмо опубликовано в сборнике: Святитель Игнатий Брянчанинов. Будущее России в руках Божественного Промысла. М., 1998. С. 13).


1167. …и поздравление. — В письме от 10 декабря 1860 г. (АВМ. Ф. 2. Оп. 9), отец Дамаскин поздравляет владыку Игнатия с приближающимся днём Ангела, Новым Годом и праздником Рождества Христова.


1168. Какие постройки Вы воздвигли , и какие намерены воздвигнуть? — Со времени отъезда о. Игнатия прошло чуть более трёх лет (он покинул С.-Петербург 25 ноября 1857 г.), а на Валааме успели построить: двухэтажный каменный келейный корпус на Никольском острове (1858); Скит св. Иоанна Предтечи, с двухэтажной церковью, деревянным келейным корпусом и четырьмя иноческими пустыньками (1858–1860); в 1860 г. приступили к постройке дома для водоподъемной машины и мастерских (окончен в 1864 г.). И это не считая возведения каменных крестов, постройки часовен и проведения самых обширных хозяйственных работ. С пожертвованием купцом Дмитрием Петровичем Краснощековым дома в Москве (1861) начала воплощаться в жизнь мечта о своем подворье и часовне во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев в Первопрестольной.


1169. О блаженном Иоанне Карпафийском (Карпафском) почти ничего неизвестно. Полагают, что жил он в V–VI вв. Его «Сто увещательных глав к монахам, находящимся в Индии», писавшим к нему, входят в третий том «Добротолюбия».


1170. …фотографическую съемку местностей Валаама… — Это «новое послушание» — так писал о. Дамаскин владыке Игнатию (Письмо от 15 июня 1861 г. АВМ. Ф. 2. Оп. 9), впоследствии приобрело несомненное культурно-историческое значение. Отдельные снимки, альбомы с видами Валаама, фотопортреты старцев, картины монашеского труда — всё это свободно продавалось в монастырской лавке и сотнями экземпляров расходилось по всей России, являясь наглядным доказательством духовной и материальной мощи Валаама. Работами монастырских фотографов пополнялся архив Валаамской обители, сохраняя для потомков образы монашеской жизни на Ладожских островах. В начале XX в. в монастыре была уже «обширная фотографическая мастерская» (Островская М. Валаам. СПб. 1907. С. 28), которой заведовал монах-фотограф. Под его началом трудились несколько мальчиков-послушников. Для работы приобрели шесть лучших для того времени фотоаппаратов различных марок. Принимались заказы портретов от своей монастырской братии, выполнялись различные художественные работы. Нельзя при этом не отметить предусмотрительность, широту и практицизм мышления настоятеля о. Дамаскина, ведь в России фотография в ту пору была сравнительно новым явлением.


1171. …преуспеяние святой обители в материальном отношении. — В письме от 15 июня 1861 г. о. Дамаскин, рассказывая о новых монастырских постройках (перечислены в примеч. № 2 к письму святителя Игнатия от 12 января 1861 г.), также сообщает о «разрешении построить мраморно-гранитную часовню на месте Знаменской, близ Святых Ворот» — в память «Высочайшего посещения Валаама Их Императорскими Величествами в 1858 году…» и о переносе подворья в г. Сердоболе на новое, «в 12 раз более старого», место. Часовня «на месте Знаменской», построенная по проекту А. М. Горностаева, освящена в 1865 г. во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы и поныне ее называют «Знаменской».


1172. Василий Михайлович Никитин — петербургский купец, один из самых щедрых благотворителей Валаамского монастыря. На его средства был построен храм прп. Александра Свирского на Святом острове (1855); новым белым листовым железом перекрыты крыши и купола Спасо-Преображенского собора, поставлены на них кресты медные, позолоченные сквозь огонь (1861); обустроен нижний храм во имя Трех Вселенских Святителей в Предтеченской церкви (1860); приобретен колокол для церкви Аврамиевского скита (1873) и сделано большое число малых пожертвований деньгами и продовольствием.


1173. …похож на скит; кругом в садах и розах… — Сравнение с Валаамским скитом во имя Всех Святых, возле которого были разбиты прекрасные цветники и устроен фруктовый сад.


1174. …из окон тех келлий Валаамского монастыря, в которых я останавливался. — В собрании писем святителя Игнатия (НАК. Φ. 762. Оп. 1. Ед. хр. 219), за этим письмом следует следующий комментарий, сделанный в 1920 г.: «Во дни благочиния владыки Игнатия над Валаамским монастырем, при всяких приездах на Валаам, Владыка обыкновенно имел пребывание в келлиях, занимаемых ныне архивом канцелярии. Архив этот находился в другом помещении, а названные келлии оставались свободными на случай приезда отца Благочинного и других почетных посетителей». Зная план жилых и административных помещений Валаамского монастыря, можно с уверенностью предположить, что архимандрит Игнатий останавливался в келлиях юго-западной части внешнего каре.


1175. Николаевский Бабаевский мужской монастырь согласно преданию основан в XV в. иноком Троице-Сергиевой обители Иоанном. Монастырь находится на правом берегу Волги при впадении в нее реки Солонины. Название «Бабаевский» получил от бабаек, или больших весел, которые употреблялись плотогонами вместо руля при вводе плотов из Волги в Солонину. Бабайки за ненадобностью складывались на берегу. Чудесным образом на такой бабайке явилась икона святителя Николая. Сегодня святая обитель снова стала действующей. Адрес: Ярославская обл., пос. Некрасовский, Николо-Бабаевский мужской монастырь.


1176. Устав монастыря схож на Валаамский… — Устав Валаамской обители есть точная копия устава общежительной Саровской пустыни. Подлинник его был составлен на основании древних правил иноческой жизни в 1706 г. одним из первоначальных иноков Сарова, иеромонахом Исаакием, и утвержден в 1711 г. Местоблюстителем патриаршего престола Стефаном Яворским. На Валаам Устав принесен Саровским старцем о. Назарием, поставленным в 1781 г. настоятелем Спасо-Преображенского монастыря.


1177. …ибо порядок здесь введен настоятелем, воспитанником Саровской Пустыни. — Игумен Филагрий, управлявший обителью свыше 30 лет, в мае 1789 г. «…вместе со своею немногочисленной братиею подал Костромскому епископу Павлу прошение о введении в обители общежительного чина и устава по образцу Саровской и Флорищевой пустынь. На основании положительной резолюции Преосвященного духовная Консистория указом от 6 февраля 1790 г. разрешила инокам Бабаевского монастыря ввести у себя общежительный порядок…» (Николаевский Бабаевский монастырь Костромской епархии. Историко-статистический очерк. Кострома, 1895. С. 41–42). Далее автор очерка указывает: «Едва ли игумен Филагрий успел во время своего управления монастырем ввести в нем общежительный устав; в том же 1790 г. он или скончался, или был переведен в другую обитель…» (Там же, с. 42). В установлении правил Саровского устава потрудился постриженник Валаама иеромонах Софроний, управлявший Николо-Бабаевским монастырем с 1791 г. по 1793 г.


1178. …чертежи гостиницы Вашей. — См. примеч. к письму от 12 января 1852 г.


1179. …камилавку и клобук… — См. примеч. к письму от 27 февраля 1862 г.


1180. Единственный сын моего родного брата, Ставропольского губернатора, поступил в монастырь. — Алексей Петрович Брянчанинов (1843–1907), сын Петра Александровича Брянчанинова (1809–1891), жил некоторое время в Николаевском Бабаевском монастыре. Впоследствии служил по гражданскому ведомству, достиг высокого положения — стал сенатором, товарищем Управляющего делами Комитета министров, почил в чине тайного советника.


1181. …на Угреше… — Николаевский Угрешский мужской монастырь, основанный благоверным князем Дмитрием Донским на месте чудесного явления ему иконы Святителя Николая Чудотворца (Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь действующий. Расположен: Московская обл., Люберецкий район, г. Дзержинский, пр. Дзержинского, 6).


1182. …Игумен Иустин… — Архимандрит Иустин (1827–1896), в миру — Татаринов Иван Григорьевич. Родился в Санкт-Петербурге, отроком (в 1840 г.) поступил в Старо-Голутвин монастырь Московской епархии. Через семь лет перешел в Троицкую Сергиеву пустынь, где в 1854 г. пострижен в рясофор, после чего стал келейником настоятеля Пустыни архимандрита Игнатия (Брянчанинова), взявшегося воспитать молодого послушника в духе правильной монашеской жизни. У Ивана Татаринова был удивительно красивый тенор, на который обратил внимание знаменитый русский композитор М. И. Глинка. Именно Глинка привил ему музыкально-теоретические познания и сделал из него духовного регента и певца. В 1857 г. послушника Татаринова переместили в Кавказский Архиерейский дом и 17 апреля постригли там с именем Иустин. В том же году он был рукоположен сначала в иеродиакона, затем в иеромонаха и назначен экономом Архиерейского дома. В 1859 г. возведен в сан игумена. После ухода на покой епископа Игнатия игумена Иустина перевели в Николаевский Бабаевский монастырь и назначили наместником (28 октября 1861 г.), а в 1866 г. он был возведен в сан архимандрита. После кончины епископа Игнатия этот его ученик был утвержден настоятелем Николо-Бабаевского монастыря.


1183. …прежний настоятель… — Вскоре после приезда Преосвященного Игнатия в Бабаевский монастырь его прежний настоятель, игумен о. Парфений, управлявший обителью с 5 октября 1859 г., по собственному прошению был перемещен в Николаевскую Надеевскую пустынь Костромской епархии.


1184. …воспитанником Саровской Пустыни. — См. примеч. к письму от 16 ноября 1861 г.


1185. …мое письмо, писанное уже отсюда. — Письмо от 16 декабря 1861 г.


1186. … присланный проект гостиницы… — См. письмо от 16 ноября 1866 г. и примеч. к письму от 10 января 1852 г.


1187. Ответ на просьбу Преосвященного Игнатия был следующим: «Клобук и камилавка, сшитые по Вашему поручению по мерке моей грешной головы, препровождаются при этом к особе Вашей» (Письмо о. Дамаскина от 24 мая 1862 г. АВМ. Ф. 2. Оп. 9).


1188. Литографированные изображения святителя Тихона… — Святитель Тихон, Епископ Воронежский, Задонский чудотворец (память 13/26 августа). В письме епископу Игнатию от 24 мая 1862 г. игумен Дамаскин писал: «…в 16 день августа прошедшего года неожиданно пожертвован в нашу обитель портрет Святителя и Чудотворца Тихона, писанный с натуры ближайшим учеником угодника Божия, монахом Никандром, сыном Задонского помещика генерала Бехтеева. Этот портрет от о. Никандра перешел к его родственнику, статскому советнику Есепову, от г-на Есепова — к нянюшке его, и от мужа нянюшки, 92-летнего старика, в нашу обитель. Приняв этот портрет, благоговейно, с великой радостию, как бы благословение на нашу обитель новоявленного Чудотворца, и отлитографировав с него изображение, несколько эстампов этого изображения подношу при этом Вашему Преосвященству, как выражение моей глубокой признательности к Вам, незабвенный Владыко» (АВМ. Ф. 2. Оп. 9).


1189. Копия письма игумена Дамаскина Преосвященному Игнатию (на Бабайки) от 24 мая 1862 г. хранится в Архиве Валаамского монастыря (Письма игумена Дамаскина. АВМ. Ф. 9. Оп. 2).


1190. …десятника Вашего Павла. — Под присмотром десятника Павла Антоновича Смирнова построены все капитальные здания Валаамского монастыря в 40–50-х гг. XIX в. Это и храм Всехсвятского скита, и церковь на Никольском острове, и гостиница, и странноприимный дом, и деревянная церковь на каменном фундаменте Предтеченского скита… За усердие этот десятник был награжден серебряной медалью на Станиславской ленте. Работая в летний сезон на Валааме, зимой он уезжал на родину. Был Павел Смирнов из крестьян и жил, вероятно, по соседству с Николо-Бабаевским монастырем.


1191. …часовни Вашей в Москве. — Весной 1862 г. игумен Дамаскин писал в «Дом Московскаго градскаго общества»: «Более семидесяти человек из именитых московских граждан, движимые светлым чувством усердия к Валаамской обители, письменно предложили ей с участием по силе каждого из них и других известных им лиц на свой счет построить в городе Москве часовню во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, избрав место для построения часовни на углу Сенной площади, против Красных ворот, при соединении двух улиц, ведущих на Разгуляй и к С.-Петербургской железной дороге» (О построении часовни… АВМ. Ф. 5. Оп. 4. Л. 6). Однако, рассмотрев дело, Постоянная комиссия о пользах и нуждах общественных при Московской городской общей думе, пришла к выводу, что уменьшение Сенной площади на 75 кв. саженей стеснит её в отношении проезда и торговли, кроме того, Сенная площадь, как место купли и продажи, окруженное гостиницами и трактирами, неприлично для дома молитвы, требующего благоговейной тишины. В силу этого настоятелю Валаамского монастыря игумену Дамаскину в приобретении земли для строительства часовни было отказано (Указ. дело. Л. 8). В том же 1862 г. Св. Синод утвердил за монастырем пожертвованный ему купцом Краснощековым дом в Москве для устроения подворья. Для обозрения нового хозяйства игумен Дамаскин приезжал в Первопрестольную в 1864 г., но в Николо-Бабаевский монастырь не поехал: «измученный визитами в Москве убоялся трудностей каменистаго пути…» (Письма игумена Дамаскина. АВМ. Ф. 2. Оп. 9. 1864). Далее в этом письме о. Дамаскин признавался: «Это непростительная вина моя . Быть так близко у присновожделенной для меня цели и по немощам не достичь ее: это невыразимо горько…» (Там же, письмо от 5 октября 1864 г.).


1192. Копия письма игумена Дамаскина епископу Игнатию от 14 октября 1862 г. хранится в Архиве Валаамского монастыря (Письма игумена Дамаскина. АВМ. Ф. 9. Оп. 2).


1193. …Павла десятника… — См. примеч. к письму от 05 июля 1861 г.


1194. Письмо игумена Дамаскина от 22 марта 1863 г. в архиве Валаамского монастыря не обнаружено.


1195. …виды Валаамского монастыря… — «Собрание видов местностей острова Валаама, рисованных с натуры художником П. И. Балашовым. Изданное усердием Валаамского настоятеля игумена Дамаскин с братиею. 1863 г.», — название альбома из 26 литографий, впечатление от которого известный русский художественный критик Н. П. Собко выразил одним словом: «Роскошно!» (Черновые записи к «Словарю русских художников». ОР РНБ. Ф. 708. Ед. хр. 201). В письме, отправленном вместе с «Собранием видов…» 16 марта 1863 г., о. Дамаскин писал: «Составив летопись Валаамской обители и начертав ее, за бессилием слова, карандашом, священнейшим и приятнейшим долгом поставляю Вам, вселюбезнейший наш Святитель, Ангелу-хранителю Валаама и главному виновнику его процветания, поднести при этом слабые начатки плодов монастырских…» (Письма игумена Дамаскина за 1863 г. АВМ. Ф. 2. Оп. 9. Л. 22).


1196. Глазунов Иван Ильич — книгопродавец-издатель (1826–1889). В его типографии на Большой Мещанской ул., д. 8, в С.-Петербурге вышло в свет первое собрание трудов «…Архимандрита Игнатия, ныне Епископа, жительствующего на покое в Николаевском-Бабаевском монастыре». Купец 1 гильдии с 1849 г., потомственный почетный гражданин. С 1857 по 1861 гг. состоял членом С.-Петербургской городской думы. Комиссионер хозяйственного управления при Св. Синоде, Императорской Академии наук, Департаменте народного просвещения и Министерства государственных имуществ. С 1883 г., когда семья Глазуновых была возведена в потомственное дворянство, — надворный советник. Погребен в Троице-Сергиевой пустыни.


1197. …отпечатанные мои скудоумные сочинения… — Какие именно сочинения были посланы о. Дамаскину — неизвестно. Исходя из даты написания письма, можно предположить, что это могли быть: «Поучения». СПб., 1863. 353 с; «Слово о смерти». СПб., 1862, обложка 1863 г. 144 с; «Слово о чувственном и о духовном видении духов и совещание души с умом». СПб.. 1863. 103 с. Эти и другие сочинения святителя Игнатия продавались в книжной лавке И. И. Глазунова.


1198. …десятнику Павлу Иванову… — В монастырских документах того времени встречается имя десятника Павла Смирнова (См. примеч. к письму от 05 июля 1862 г.), а должность десятника, судя по отчетности в получении продуктов, исполнял один человек. Исходя из этих фактов, можно предположить, что это одно и то же лицо.


1199. Новые формы, вводимые в крае… — В духовном отношении Валаам принадлежал России, но по гражданскому определению он подчинялся административным органам Великого княжества Финляндского. Конец 50 — начало 60-х гг. XIX века — это время реформ в истории Финляндии. Изменения, происходившие в политической жизни Северной провинции, влияли на положение православных монастырей: Валаамского и Коневского. На протяжении полувека, со времени вхождения в состав России, в Финляндии неизменно сохранялись ее законы, утвержденные еще Шведскими королями. Многие из положений этих законов давно вошли в противоречие с действительностью. Высочайшим манифестом от 29 марта / 10 апреля 1861 г. в Финляндии была созвана Выборная комиссия из депутатов четырех сословий, для предварительного обсуждения вопросов, по которым правительство надеялось выслушать мнение представителей сословий до созыва сейма. Работа Комиссии вызвала национальное воодушевление в финском народе. Государь Император Александр II, считая необходимыми законодательные изменения и уважая традиции своих финляндских подданных, повелел 3 сентября 1863 года, созвать в Гельсинфорсе сейм земских чинов Великого княжества Финляндского. Представители четырех сословий рассматривали 48 вопросов, вынесенных на обсуждение сейма. Среди депутатов не было ни одного православного, хотя их насчитывалось до 48 000 на 1 700 000 жителей. «Мы слышали, — писала газета «День» (1863 год, № 47), — что некоторые города избрали из своей среды православных депутатов, но таковые не были приняты на том основании, что настоящий сейм созывается по статусу 1771 года, где не обозначены православные в числе жителей Финляндии» (Бородкин М. История Финляндии. Время Александра II. СПб., 1908. С. 174–175). Между тем на сейме рассматривались вопросы, напрямую затрагивающие интересы православного населения края, например, Церковный Устав. С одной стороны, результаты деятельности сейма благотворно повлияли на духовное и материальное развитие Великого княжества, с другой — они вели к обособлению Финляндии от России.

3190947153609828.html
3191054528097735.html
3191154661420876.html
3191240076005972.html
3191313567162455.html