Экономическая сущность страхования




Экономическая сущность страхования

Горбатов Юрий Васильевич Генеральный директор ОАО"МСК"


Страхование – необходимый элемент производственных отношений, связанный с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Важнейшим условием нормального воспроизводственного процесса является его непрерывность и бесперебойность. Если же процесс общественного производства прерывается или нарушается в результате разрушительного воздействия стихийных сил природы или негативных последствий других чрезвычайных событий (пожаров, взрывов, эпидемий, травматизма и др.), то общество вынуждено возмещать нанесенный материальный ущерб, восстанавливать нормальные условия воспроизводства рабочей силы и принимать различные предуп­редительные меры. Стихийные и иные бедствия, несущие материальные потери, первоначально воспринимались людьми как неподвластные неконтролируемые события, однако многовековой опыт человечества показал, что периодическое наступление разрушительных сил природы и других чрезвычайных явлений – это объективный, закономерный процесс, усугубляемый противоречивым характером общественного производства.

Рискованный характер общественного производства, обусловленный в первую очередь противоречием между человеком и природой, порождает особые отношения между людьми, связанные с предупреждением, преодолением, локализацией раз­рушительных последствий стихийных и других бедствий, а также с безусловным возмещением нанесенного ущерба. Эти объективные отношения выражают реальные и наиболее насущные потребности людей в поддержании достигнутого ими жизненного уровня. Такие отношения отличает определенная специфичность, и они в совокупности составляют экономическую категорию страховой защиты общественного производства.

^ Специфичность экономической категории страхования возникает в силу следующих признаков:

Указанные признаки в своей совокупности свидетельствуют о наличии страхового риска в производственной деятельности людей (в том числе в строительной сфере) и необходимости защитных и предупредительных мер для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса. В страховом риске и в защитных предупредительных мерах состоит сущность экономической категории страховой защиты общественного производства.

Для того, чтобы в соответствии с требованиями указанной экономической категории проводить в жизнь защитные меры, необ­ходимо обособление части валового национального продукта для предупреждения и возмещения материального ущерба, т.е. формирование страхового фонда. Тем самым экономическая кате­гория страховой защиты общественного производства находит свое материальное воплощение в страховом фонде, который представляет собой совокупность различных страховых натуральных запа­сов и денежных страховых фондов.


СТРАХОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РИСКОВ1

^ Краткая история вопроса
Страхование подрядчиков «от всех рисков» впервые было осуществлено в Англии в 1929 году. Однако этот вид страхования получил свое развитие в основном после Второй мировой войны. Его быстрое распространение объяснялось планами восстановления разрушенной экономики. Кроме того, потребность в более совершенных коммуникациях сделала строительство новых автомагистралей, виадуков и мостов высшим приоритетом в экономическом планировании. Успешному осуществлению большого количества крупных проектов, несомненно, помогало страхование, предоставленное международными страховыми рынками не только в части осуществления строительных работ, но и в отношении связанных с ними чрезвычайно дорогостоящих производственных средств и оборудования.

Однако доминирующим фактором в быстром развитии страхования подрядчиков стало введение в условия подряда положения о том, что подрядчик обязан оформить страховку строительных сооружений. В 1950 г. организации, представлявшие гражданских инженеров и подрядчиков, пришли к общему мнению по редакции контракта на подряд. Впервые появилась форма контракта, одобренная всеми авторитетными органами, как профессиональными, так и коммерческими. Требования по страхованию в этих контрактных условиях (пятая редакция которых действует в настоящее время) имеют первостепенное значение, т.к. в итоге назначение страхового полиса - это страхование договорных обязательств подрядчика и гарантия защиты инвестированного капитала.

Современные схемы управления инвестиционными проектами предусматривают формирование максимально полного пакета страхования технических рисков с целью переноса части контрактной ответственности на страховщиков. В индустриально развитых странах и регионах за последние десятилетия сложились определенные стандарты осуществления строительно-монтажного страхования, включая его юридические, финансовые и инженерные аспекты. Этот вид страхования, оформляемый полисом «Страхования строительного предпринимателя от всех рисков» (англ. «Contractors All Risks Insuranse» или сокр. CAR), имеет существенные отличия от других, распространенных в настоящее время в России, и по сути является совершенно новым для нее явлением. В Российской страховой практике использование полисов CAR вызвано отсутствием отечественного опыта страхования технических рисков, ограниченной емкостью внутреннего перестраховочного рынка, и интернациональным характером строительных проектов.

Концепция полиса CAR заключается в следующем.

1. Комбинация покрытия материального ущерба и ответственности (в РФ страхование на условиях полиса CAR осуществляется, как правило, по отдельным договорам страхования строительно-монтажных рисков).

2. Максимизация страхового покрытия:

Таким образом страхование CAR – это страхование всех видов строительных объектов, в рамках которого предоставляется широкая страховая защита как от убытков, причиненных строительному объекту, сооружениям на строительной площадке и/или строительным машинам, так и от претензий третьих лиц в результате материального ущерба или телесных повреждений, которые возникли в связи с осуществлением строительства.


^ В чем необходимость страхования?

Реализация любых инвестиционных проектов всегда происходит с отклонениями по срокам или затратам, так как все организации-участники объединяются в рамках большой социально-технической системы, обладающей ограниченной надежностью и подверженной многочисленным внешним воздействиям. Поэтому важнейшей задачей управления проектами является обоснованное снижение и контроль инвестиционных рисков, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств могут вызвать потерю прибыли, дохода или всех активов инвесторов. Защита от вероятного ущерба – один из важнейших аспектов общей деловой стратегии фирмы. Страхование – это средство обеспечения такой защиты. Если в силу непредвиденных обстоятельств происходит какое-то событие типа аварии, пожара или поломки механизмов, предусмотренное в страховом полисе, то выплачиваемое страховое возмещение позволит максимально быстро восстановить производственную деятельность. Если же бизнес не застрахован, такой инцидент может привести к финансовым трудностям и даже закрытию предприятия.


^ Кто может быть застрахован?

С


Рис.3. Контрактная ответственность –

страховой интерес

трахователями могут быть: застройщики, строительные предприниматели, осуществляющие проект, включая всех подрядчиков. Во избежание пробелов в страховом покрытии или его дублирования для всех участников следует заключать один страховой договор.

Н



Рис.4. Участники строительства

и их страховая защита

а рис.3 приведена схема взаимной контрактной ответственности участников строительства, которая обозначена буквами а–д. На рис.4 приведена схема распределения страховой защиты.

^ Что может быть застраховано?
В рамках страхования CAR могут быть застрахованы все объекты гражданского и подземного строительства, например:

– жилые и общественные здания (больницы, школы, театры, спортивные сооружения, офисы и т.д.);

– промышленные сооружения, электростанции;

– дорожные и железнодорожные сооружения, аэропорты;

– мосты, дамбы, плотины, туннели, ирригационные и дренажные сооружения, каналы, порты.

В частности, страхованию подлежит следующее.

1. ^ Строительный объект. Все работы, производимые строительным предприятием или его подрядчиками согласно договору, включая подготовительные работы на строительной площадке (выемка грунта, планировочные работы), а также вспомогательные сооружения (например, временные обводные каналы, защитные дамбы и др.), все материалы, хранимые на строительной площадке и необходимые для производства работ. В рамках страхования CAR могут быть застрахованы и работы по монтажу машин, установок и стальных конструкций, если преобладают строительные работы, т.е. стоимость монтажных объектов, включая расходы по монтажу, составляют менее 50% от общей страховой суммы.

2. ^ Оборудование строительной площадки. Общежития, склады, водоподготовительные станции, смесители, леса, инженерные сети (вода, электроэнергия) и т.д.

3. Строительные машины. Землеройные машины, краны и т.п., транспортные средства, если они не допущены к эксплуатации на дорогах общего пользования. При этом не имеет значения, были ли эти машины арендованы или они являются собственностью строительного предпринимателя.

4. ^ Расходы по расчистке территории после страхового случая. Под этими расходами понимаются расходы, которые возникают в связи с удалением обломков при ликвидации ущерба, подлежащего возмещению.

5. Ответственность. Претензии третьих лиц, возникшие в результате материального ущерба или телесного повреждения в связи с производством строительных работ, за которые, согласно предписаниям закона, застрахованный может нести ответственность. при этом не принимаются претензии, предъявляемые служащими или рабочими застрахованного, связанные с несчастным случаем на производстве.

6. ^ Объекты на которых или около которых ведутся работы. Сюда относятся объекты, которые доверены застрахованному или находятся на хранении у него (чужая собственность, которая не подвергается обработке, не может быть застрахована в рамках страхования ответственности).


^ От какого риска можно застраховаться по полису CAR?

Категории рисков.


Проведенный анализ причин убытков, показал, что страхование СМР должно производиться от повреждения в результате наступления следующих рисков:

  1. Природных: ураганы, смерчи, землетрясения, наводнения, обледенения, удары молний и т.д.;

  2. Техногенных: взрывы, пожары, технические аварии;

  3. Социальных: кражи, грабежи и другие противоправные действия третьих лиц.

У страховщиков есть понятия «тяжести» и «частоты» наступивших убытков. Природные риски относят к категории «тяжелых», т. е. Наиболее крупных убытков.

Социальные риски характеризуются меньшими размерами убытков, но гораздо большим количеством наступивших событий. В последнее время социальные риски превратились в настоящий бич, они носят постоянный характер. Причина очевидна – желание некоторых граждан заработать незаконными способами.

Обычно строительный предприниматель подвержен двум типам риска. Это: физический ущерб, например, повреждение объекта строительства или оборудования в результате обрушения, пожара или наводнения, а также финансовая ответственность предприятия в результате ущерба, нанесенного третьей стороне, либо повреждения ее собственности. По полису CAR могут быть возмещены все убытки, возникающие по следующим причинам:

С другой стороны, имеется всего лишь несколько очевидных исключений, предусмотренных в международной практике. Они перечислены в полисе. В основном это военные и политические риски, преднамеренные или неосторожные действия страхователя, ядерные риски, косвенные убытки, внутренние неисправности машин и др.


^ На какой срок застрахованы строительные объекты?

Страховая защита начинается в момент начала строительных работ или после выгрузки застрахованных предметов на строительной площадке и кончается приемкой или пуском сооружения в эксплуатацию. Ответственность за оборудование строительной площадки и строительные машины начинается после их выгрузки на строительной площадке и кончается в момент их выезда с нее. Наряду с этим имеется возможность распространить страховое покрытие и на период технического обслуживания (maintenance period).


^ Каким образом определяются страховая сумма и премия?

Страховой суммой, на которую страхуются строительные работы, является договорная стоимость строительства, включая стоимость поставляемых застройщиком строительных материалов и\или выполненных им работ. О повышении стоимости строительства немедленно извещают страховщика, чтобы в случае наступления страхового события избежать неполного страхования. В конце срока страхования производят проверку соответствия размера страховых сумм созданным в условиях риска ценностям. При необходимости взимается дополнительная премия. Особые страховые суммы устанавливаются, как правило, по:

– оборудованию и машинам (по полной восстановительной стоимости);

– окружающей собственности и расходам по расчистке территории после аварии.

По каждому случаю нанесения ущерба риск покрывается до определенного лимита возмещения. В целях ограничения ответственности страховщика лимиты по катастрофическим рискам (землетрясения, наводнения и т.п.) устанавливаются особо.

^ По страхованию CAR отсутствуют общепринятые тарифы твердых ставок премий, т.к. каждый объект оценивается исключительно с учетом технических и местных условий, существенно индивидуализирующих каждый риск. Страховая премия рассчитывается для всего периода строительства (периода страхования). Однако в настоящее время существуют некоторые рекомендательные документы и нормативно правовые акты Госстроя России (сегодня Федеральное Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству) и местных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые используются страховыми компаниями при расчёте стоимости страхования.

Если строительство невозможно завершить в течение срока действия полиса, то возможно продление срока страхования против уплаты дополнительной премии. Размер этой дополнительной премии следует устанавливать непосредственно перед истечением срока действия полиса, чтобы была возможность учета всех особых обстоятельств, сложившихся до наступления этого момента.

Ставки премий по оборудованию строительной площадки могут быть определены на весь срок действия полиса или сроком на один год. Обычно ставки премий по страхованию строительных машин устанавливаются на базе годичного срока. Эти ставки являются средними, причем учитывается то обстоятельство, что не все строительные машины нужны на строительной площадке в течение всего срока строительства.


^ Каким образом возмещается ущерб?

Страховщик возмещает страхователю затраты, необходимые для устранения убытка, причиненного застрахованному имуществу. Расходы, затрачиваемые на устранение дефектов, которые возникли бы и без наступления ущерба, возмещению не подлежат.

Кроме того, по каждому договору страхования устанавливается франшиза страхователя, размер которой зависит от характера и величины строительного объекта, а также местных источников рисков. В случае возникновения ущерба эти собственные удержания (франшизы) вычитаются из суммы возмещения. Франшиза применяется и для того, чтобы заинтересовать самого страхователя в предупреждении убытков, освободить страховщика от мелких выплат, при которых имело бы место несоответствие между его административными затратами и сумой возмещения. Как правило, по строительным работам, оборудованию строительной площадки и строительным машинам устанавливаются разные размеры франшиз.

Страховая сумма в любом случае является лимитом возмещения, за исключением тех случаев, когда в течение срока действия договора страхования по каждому страховому событию установлен лимит и\или по всем убыткам – общий лимит.

^ Срок технического обслуживания (maintenance period). После приема сооружения договором о строительстве часто предусмотрен период технического обслуживания сроком на один год. В рамках страхования CAR на этот срок может быть предоставлено покрытие рисков технического обслуживания. Имеются следующие виды покрытия:


^ Примеры страховых случаев

На следующие события распространяется страховая защита по полису CAR.

  1. Во время строительства здания опалубка под первым этажом была снята до того, как бетон схватился, после чего забетонировали второй этаж. Первый этаж не выдержал нагрузки, и все строение рухнуло.

  2. К концу рабочей недели было завершено бетонирование пола в строящемся здании. Дверные проемы, выходящие на территорию стройки, были забиты досками, закрывающими вход в строящееся здание. Утром в понедельник строители увидели, что кто-то специально истоптал весь пол, разрушил поверхность.

  3. Замыкание электропроводки вызвало загорание хранившихся в строящемся здании пиломатериалов. Сам пожар и меры по его тушению привели к частичному разрушению объекта строительства.

  4. При строительстве дороги несколько ящиков с запасными частями для строительного оборудования перевезли из центрального склада к удаленному месту хранения. При вскрытии ящиков в них оказался кирпич (кража).

  5. Во время прокладки туннеля для линии метро была повреждена труба водопровода. Течь не заметили, и вытекающая вода за несколько часов подмыла магистральный газопровод. Трубу прорвало, и газ заполнил полости, возникшие при подземном строительстве. Произошло несколько взрывов, приведших к серьезным разрушениям под землей и провалу участка автомагистрали, на которой в этот момент находилась строительная техника.

  6. Сильный ветер вызвал падение башенного крана, который повредил автомобили, принадлежащие людям, не имевшим никакого отношения к проводимым строительным работам (страхование ответственности перед третьими лицами).

7. К моменту окончания строительства в стенах 45-этажного здания из-за просадки фундамента образовалась трещина, прошедшая через 20 этажей. Выпавший обильный дождь и наступившие под утро заморозки привели к раскрытию трещины и обрушению всего здания.


Заключение.

Ситуация, которая на данный момент сложилась на строительном рынке, такова, что практически не позволяет заказчику или инвестору сделать правильный самостоятельный выбор в пользу наиболее надежной строительной компании. Сбор достоверной информации о предполагаемом партнере в области строительства, не говоря уже об ее обработке, - процесс настолько трудоемкий, что зачастую невозможен даже технически, а подчас и вовсе нерентабелен. Кроме того, не будучи экспертом, нельзя подчас даже приблизительно прогнозировать отношения с интересующей компанией. Действовать приходится в основном на свой страх и риск, ориентируясь при этом на рекомендации третьих лиц, которые так же не являются специалистами. Наконец, даже достоверная информация бывает достаточно противоречива для того, чтобы ввести в тупик самого дотошного исследователя-дилетанта. Это в особенности касается средств массовой информации: об одной и той же строительной компании может быть написан не один десяток статей, из которых половина будет ориентироваться в своих выводах на негативную информацию, а другая половина – опровергать и саму негативную информацию, и, соответственно, выводы.

Таким образом, важнейшая и наиболее острая проблема, которая встает перед заказчиками и инвесторами в области строительства, заключается в получении достоверной, непредвзятой и максимально полной информации о строительных организациях – потенциальных партнерах.

Действительно, инвестиции в строительство производятся еще до завершения строительства объекта. Эта неизбежная и логичная практика оборачивается подчас серьезным обострением проблемы, связанной с высокими инвестиционными рисками и защитой прав и интересов инвесторов. Несмотря на относительную стабилизацию ситуации на строительном рынке, опасность остается на неприемлемо высоком уровне. Помимо того, что заказчик (инвестор) имеет возможность столкнуться с недобросовестностью подрядчика (застройщика), риски обусловлены также сложностью и длительностью строительного цикла, на протяжении которого может поменяться положение подрядчика на рынке. Стабильность работы строительной организации – этот вопрос едва ли не самый главный в ряду тех, которые задает себе заказчик в ситуации поиска потенциального партнера – строителя или проектировщика.

Заказчики, вынужденные полагаться только на собственную осведомленность и интуицию, давно нашли немудреный, в общем-то, способ решения своей проблемы, а именно проведение тендеров на тот или иной заказ. Причем подобным образом действуют не только крупные коммерческие предприятия. Этот способ накопления информации о строительных компаниях (да и не только о них, если брать потребительский рынок в целом) взят на вооружение и частными лицами, и бизнесменами средней руки, и генподрядчиками, которые уже получили заказ и теперь заинтересованы в том, чтобы найти надежного субподрядчика.

Приятно выбирать лучшее из лучших, но где гарантия того, что выбор делается действительно между лучшими? Опять же: опыт иных тендеров показателен тем, что само проведение конкурса может чрезмерно затянуться, отчего убытки, понесенные заказчиком, могут даже превысить те, которые он потерпит в результате некачественно выполненного заказа.

Существует еще один способ решения подобной проблемы, а именно: вменить в обязанность строительной компании страхование возможных рисков.

1 В разделе использованы материалы, предоставленные Мюнхенским перестраховочным обществом (Германия).


3193641038105411.html
3193835837573558.html
3193891240657031.html
3194005471811223.html
3194159405761904.html