Права инвестора и инвестиционная деятельность - Содружество Независимых Государств Исполнительный комитет

^ Права инвестора и инвестиционная деятельность
Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ (редакция от 29 апреля 2008 года) «Об иностранных инвестициях в российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 25 июня 1999 года).

Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

В настоящее время Российская Федерация заключила межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с 71 иностранным государством. Указанные соглашения разрабатываются на основе Типового соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 456.

В 2010 году Российской Федерацией подписаны соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений с Объединенными Арабскими Эмиратами и Сингапуром, ратифицировано Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений между государствами – членами ЕврАзЭС, также ратифицированы соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений России с Туркменистаном, Абхазией, Южной Осетией, Анголой, Намибией, Нигерией.

С 23 августа 2010 года вступило в силу российско-туркменское Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Данные соглашения обеспечивают международные стандарты защиты капиталовложений, прав и интересов иностранных инвесторов в Российской Федерации, а российских – за рубежом.

Основными положениями межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений являются:

допуск капиталовложений инвесторов государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны;

предоставление каждой договаривающейся стороной капиталовложениям инвесторов государства другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства;

сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить в соответствии с законодательством своего государства изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их капиталовложений;

гарантия защиты капиталовложений инвесторов от принудительного изъятия – национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации;

закрепляется право инвесторов на получение адекватной компенсации в случае причинения вреда или нанесения ущерба их капиталовложениям, в частности, вследствие войны, вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков;

гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями;

обеспечение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов за счет возможности использования современных процедур разрешения споров между одной договаривающейся стороной и инвестором государства другой договаривающейся стороны, а также способов урегулирования споров между договаривающимися сторонами относительно толкования и применения положений соглашения.
^ Особые экономические зоны
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономический зонах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) особой экономической зоной (далее – ОЭЗ) является определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом следует иметь в виду, что согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение 30 дней с даты принятия Правительством Российской Федерации решения о создании ОЭЗ заключают соглашение, в котором устанавливаются в том числе обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ.

В связи с этим в законодательных актах субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные налоговые преференции по налогам в части, зачисляемой в соответствующие бюджеты Российской Федерации.

Статьей 38 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристическо-рекреационной деятельности или о деятельности в портовой ОЭЗ.

В соответствии с Налоговым кодексом резидентам ОЭЗ установлена возможность предоставления налоговых преференций по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогам на прибыль и на имущество организаций, а также по земельному и транспортному налогам.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. В целях развития высокотехнологичных отраслей экономики государство создает благоприятные условия индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям, являющимся резидентами ОЭЗ, за счет предоставления налоговых, таможенных, административных преференций, льготных условий аренды земельных участков, а также создания инженерной, транспортной, социальной и иных инфраструктур ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее создание и функционирование ОЭЗ, применяется в части, не противоречащей Соглашению по вопросам свободных (специальных, особых) таможенных зон и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 8 июля 2010 года.

^ Налоговые льготы. Для резидентов всех типов ОЭЗ распределение суммы налога на прибыль производится в следующем порядке:

сумма налога, исчисленная по ставке 2 %, подлежит зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации;

сумма налога, исчисленная по ставке 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлена пониженная ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, но не менее 13,5 %.

Резиденты освобождаются от уплаты налога на имущество на срок от 5 до 10 лет в зависимости от зоны с даты постановки имущества на учет при выполнении следующих условий:

имущество учитывается на балансе резидента ОЭЗ;

имущество создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ;

указанное имущество находится на территории ОЭЗ;

имущество фактически используется на территории ОЭЗ.

Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются ОЭЗ на срок от 5 до 10 лет.

Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Инвесторы промышленно-производственных и туристическо-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.

В соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2010 года
№ 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 октября 2010 года) предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011–2019 годов для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ.

^ Таможенные преференции. Таможенная процедура свободной таможенной зоны (СТЗ), применяемая на территориях ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов, а также в портовых ОЭЗ, позволяет выгодно размещать высокотехнологичные предприятия, для создания которых зачастую требуется ввозить на территорию России дорогостоящее оборудование и компоненты из-за рубежа.

Ввозимые на территорию ОЭЗ иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования. Товары Таможенного союза помещаются под таможенную процедуру СТЗ без уплаты вывозной таможенной пошлины, а также без применения запретов и ограничений.

При завершении таможенной процедуры СТЗ товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, а также продукты переработки, изготовленные из таких товаров, помещаются под иные таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, в зависимости от статуса товаров.

До 1 января 2017 года предоставлена возможность выпуска на внутренний рынок Таможенного союза продуктов переработки, изготовленных резидентами ОЭЗ, зарегистрированными до 1 января 2012 года, с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае если товары подверглись достаточной переработке.

Резиденты ОЭЗ вправе выбрать критерии достаточной переработки товаров, которые могут выражаться в следующем:

изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков;

выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, товаром Таможенного союза;

изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Инфраструктура. Инфраструктура ОЭЗ – инженерная, транспортная, социальная, таможенная и другая создается за счет средств бюджетов всех уровней (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет), а также внебюджетных источников.

Инвесторам предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому подводятся все инженерные сети (тепло, электричество, газ, вода, телекоммуникации и т.д.).

В целях уменьшения временных затрат на совершение таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, на территориях ОЭЗ создаются специализированные таможенные посты. В настоящее время такие таможенные посты созданы на территориях ОЭЗ в Липецкой области и Республике Татарстан. Для остальных ОЭЗ ФТС России определены таможенные органы, уполномоченные на совершение таможенных операций в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру СТЗ, расположенные в непосредственной близости от ОЭЗ.

В ОЭЗ всех типов активно развивается строительство дорог, железнодорожных путей, логистических центров, контейнерных площадок.

^ Аренда земельных участков. Инвестору, получившему статус резидента ОЭЗ, осуществляющему предпринимательскую деятельность на ее территории, предоставляется на основании договора аренды земельный участок, сформированный и прошедший государственный кадастровый учет за счет резидента и расположенный в границах зоны с правом последующего выкупа, после ввода в эксплуатацию построенного здания.

Участок предоставляется по льготной ставке, которая в среднем составляет 2 % кадастровой стоимости участка. Для каждой из ОЭЗ также действуют понижающие коэффициенты. Тем самым достигается значительное сокращение ставки аренды по сравнению со среднерыночными показателями.

3209813148133040.html
3209907814278046.html
3209986138737890.html
3210163924574367.html
3210268985756491.html