Архитектуру называют "застывшей музыкой". Наверное, мы не ошибемся, если дополним, что архитектура это музыка и время. Поразительно - страница 12


что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Ко лумба и в этом же зале султан Боабдиль сдал Гранаду католичес ким королям Испании.

По контрасту с открытым и освещенным пространством Мирто вого дворика затененный арочный проход к башне Комарес влечет к

себе таинственной, прохладной полутьмой. Входу в башню предше ствует вытянутый в длину, узкий "Зал ла Барка" - "Зал Лодки".

Некоторые исследователи объясняют это название сходством роспи си потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Кар лос Паскуаль возводит этимологию слова "барка" к арабскому "ба рака" - "благословение, благодать", и это кажется наиболее правдо подобным.

К дворцу Комарес тесно примыкает Львиный дворик, представ ляющий собой тип дворцового здания-сада. Здесь протекала частная

жизнь гранадских султанов, и это обстоятельство придавало ему бо лее камерный, интимный характер.

Здание дворца-сада целиком относится ко второй половине

XIV века. В центре небольшого открытого дворика располагается фон тан, окруженный фигурами 12 львов, которые позднее и дали назва

^ АЛЬГАМБРА- МАВРИТАНСКИЙ ЗАМОК...

119

ние всему двору. Львы изваяны из какого-то особенного полудраго ценного мрамора и расставлены, как лучи звезды.

Эти архаичные изваяния были принесены сюда из старого двор ца в Альбайсине. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов

поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду

аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхожде нию. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов.

Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как

львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после

падения Гранады.

Но как бы там ни спорили историки и искусствоведы, в одном

они сходятся: в Львином дворике живет сама тишина, нарушаемая

только журчанием водяных струй, к узорам которых добавляются

узоры орнамента.

Вода, которая в изобилии поступала с горных склонов Сьерра Невады, наполняла ручьи, сады, фонтаны Альгамбры и была той

земной стихией, которую больше всего ценили мавры. Для арабс ких зданий фонтаны, ручьи и водопады являются не менее харак терными, чем колонны для греческих. Не случайно на фонтане в

Львином дворике сохранилась надпись: "Смотри на воду и смотри

на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струит ся мрамор".

Мраморная чаша фонтана украшена и другими выдержками из

поэм ибн-Зумрука, например, такой: "Это - сад, в нем постройки

так прекрасны, что богом не разрешена существовать другая красота,

могущая с ними сравниться".

На западной стороне Львиного дворика располагается "Зал ста лактитов", названный так из-за кружевного убранства своего потол ка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время

пожара и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.

На северной стороне Львиного дворика располагается обширный

"Зал двух сестер". В нем томились две сестры-христианки, умершие

от тоски по разлученным с ними возлюбленным. Этот квадратный

зал принадлежит к числу самых совершенных зданий Альгамбры.

Он отличается великолепным орнаментальным убранством, в кото ром арабские мастера искусно обыграли холодный блеск изразцов,

теплоту и благородство дерева и пластичность матового стука.

"Зал двух сестер" обещает много утешений для глаз посетителя,

любой мечтатель найдет в его украшении новые для себя фантазии.

Лепные украшения этого зала, напоминающие сталактиты, одержа ли победу над временем и достигают здесь своего совершенства: ни

один изразец не похож на другой в этих резных сотах... Присутствие

^ 120 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА

красоты в "Зале двух сестер" чувствуется так сильно, будто она по селилась здесь только вчера.

Напротив этого зала расположился "Зал Абенсерхав", куда посе тители входят с невольным трепетом. В 1482 году, как опять же гла сит легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить

своему сыну Боабдилю путь к трону, его отец вызвал в Альгамбру

еще 36 претендентов. Их встречал в этом зале поджидавший уже па лач и всем перерезал горло. Рассказывают, что даже и сейчас, спустя

более пяти веков, здесь иногда можно увидеть кровавые пятна.

"Радостью детей, неувядающим садом цветов и фруктов", "ис тинным раем Магомета" называли Гранаду и Альгамбру мавританс кие поэты. Образ рая у мусульман красочен и роскошен и, в отли чие от христианского, пронизан всеми радостями бытия. Он пред ставляет собой чудесный сад, в котором текут несущие прохладу

реки и царят земные наслаждения.

Когда строилась Альгамбра, в Испании завершалась реконкис та - многовековая борьба испанцев против арабских завоевателей.

Перешагнув порог Альгамбры, властитель Гранады хотел оставить

свои горькие мысли, не вспоминать об опасностях, изменах и меж доусобицах и не тревожиться о том, что принесет завтрашний день.

Здесь до сих пор царят безмятежность, сладкая и манящая мечта, все

здесь подчинено изощренной, чувственной роскоши.

В средневековых арабских трактатах красота связывалась с безуп речной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. От сюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам

сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражаю щим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жем чужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одно временно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство.

Бесконечно повторяя совершенно простые элементы, мавритан ские мастера тем самым создали самые сложные формы. Ислам

запрещал изображать живые существа, и они черпали свое вдохно вение в природе. Сорванный в саду лист превращался в геометри ческое совершенство, даже арабские письмена стали особой формой

искусства. Каждая арка Альгамбры заключена в узорную раму, в

орнамент которой вплетена вязь арабских букв. "Нет бога, кроме

Аллаха, и Мухаммед - посланник его", - эта фраза повторяется

несчетное число раз.

Рассказывают, что, когда кастильская и арагонская христианс кие армии подошли к Альгамбре, султан Боабдиль спрятался в тай ном месте за пределами Альгамбры, чтобы не видеть, как над мав ританским дворцом взовьется христианский флаг. А мать сказала

^ АЛЬГАМБРА- МАВРИТАНСКИЙ ЗАМОК... 121

ему: "Ты оплакиваешь, как женщина, то, что не мог защитить, как

мужчина".

Христианский правитель Фердинанд Великолепный в 1515 году

отдал специальный приказ о сохранении Альгамбры - "столь ис ключительного и великолепного сооружения". Сейчас на террито рии Альгамбры находится королевский дворец, который был возве ден одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро

Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее

садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и пото му, выполняя повеление короля, замыслил построить величествен ное здание в стиле Ренессанса.

Дворец испанского короля с его пилястрами и барельефами со вершенно не похож на воздушную архитектуру Альгамбры. Он пред ставляет собой другую эпоху, другие вкусы, совсем иную систему

эстетических и нравственных ценностей и потому выглядит несколько

чужеродно среди зданий мавританского ансамбля. Американский пи сатель В. Ирвинг даже сравнивал его "с высокомерным и непроше ным гостем".

В 1536 году Карл V- император Священной Римской импе рии - перенес свою резиденцию в Гранаду и с большим трудом

согласился не перестраивать Альгамбру. Правда, он хотел пристро ить к ней ротонду, но она так и не была закончена.


До сравнительно недавнего времени о древней истории кхмеров,

жителей Камбоджи, знали очень немного. Прежде всего потому, что

никому не ведомыми были остатки материальных памятников - древ ние руины храмов и дворцов, по которым можно было составить

впечатление о былом величии Кхмерской державы. Почти полнос тью оставались нерасшифрованными многочисленные надписи, вы битые на каменных стелах, - единственный архив документов тех

давних времен, когда в Камбодже возводились каменные громады

городов, дворцов и храмов.

Древнее название кхмеров - "камбуджи", то есть сыновья неко его легендарного предка - отшельника Камбу Сваямбхувы - и не бесной нимфы Меру. Древняя легенда повествует, что в далекие

времена вся территория Камбоджи была покрыта водой.

Волны морского прибоя разбивались лишь о небольшой песчаный ост ровок, а по вечерам, как только лунные блики начинали играть на гладкой

поверхности вод, на отмель выходила девушка по имени Сома - пре красная дочь змея Нага, царя вод. Однажды ее увидел принц, изгнанный

отцом из родной страны. Увидел и сразу полюбил - с первого взгляда.

Водяной царь не стал противиться счастью молодых, он даже не

заставил жениха лезть в морскую пучину. Царь Наг просто выпил

^ КОРОЛЕВСКИЙ ГОРОД АНГКОР-ТХОМ 123

воду, покрывавшую страну, и подарил юному принцу царство, которое

назвал Камбоджей.

А еще мудрый змей оставил им Великое озеро в середине страны,

наполнив его рыбой, и могучую реку Меконг - "Мать вод". С тех пор

морской царь Наг стал символом Меконга, символом воды - вечной

жизни. Его изображения встречаются на фронтонах древних храмов и

на террасах дворцов.

К началу VIII века Камбоджа была разделена на пять княжеств,

что и облегчило ее завоевание правителями Явы Однако власть

новых правителей продолжалась недолго В 802 году власть в стране

взял в свои руки Джаяварман II, который провозгласил независи мость Кхмерской державы, культ бога-царя и начал строить город

Ангкор - религиозный центр страны.

По мере экономического роста государства росло и могущество

кхмерских королей, все пышнее становились постройки в Ангкоре.

Окончательно выстроил Ангкор-Тхом в XII веке король Джаявар ман VII, и в годы своего расцвета город был очень красив. Он

занимал огромную территорию в 900 гектаров, каждая из окружав ших его стен тянулась почти на три километра. Португальский хро нист Диего де Куго, много повидавший на своем веку, так писал об

Ангкор-Тхом: "Самый красивый, самый благоустроенный, самый

чистый город на всем земном шаре".

Наиболее известны в Камбодже храмовые комплексы Ангкор Ват и Байон, увенчанные диковинными башнями, опоясанные бес конечно длинными галереями, украшенные искусными барельефа ми и многочисленными скульптурами. Сами кхмеры, потрясенные

творениями своих рук, сочинили легенды о происхождении этих

храмов и поверили в них. Ведь для поэтических преданий камбод жийского народа характерно полное отсутствие границ между реаль ностью и самым фантастическим вымыслом.

Дворец короля строили из дерева. Это был недолговечный мате риал, и сейчас от королевского жилища не сохранилось ничего. Только

в воображении мы можем представить королевский город с его вы сокими стенами из темно-красного латерита, рвами, пятью мону ментальными воротами, диковинной красоты храмом Байон - "Зо лотой башней", которая стояла в центре всего дворцового ансамбля,

и Бапхуоном - "Медной башней", располагавшейся к северу от Ко ролевской площади.

Судить об Ангкор-Тхом мы можем еще по воспоминаниям ки тайского путешественника Чжоу Да-гуаня, который посетил коро левский город в XIII веке.

^ 124 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА

Ансамбль королевского дворца состоял из павильонов и зданий,

крытых черепицей зеленого или золотистого цвета. Вокруг дворца

шла высокая стена, и над всем этим великолепием возвышалась

башня, на вершине которой отбивал время гонг.

Здания дворцового ансамбля группировались по кварталам: апар таменты короля, королевской семьи, министров, высших духовных

сановников, приемные покои, гаремы'. Все они были одноэтажны ми и возводились без фундамента - или прямо на земле, или стояли

на сваях.

Единственная часть королевского дворца, куда допускался про стой народ, - это приемные залы, отличавшиеся неслыханной роско шью. Крыши их были покрыты позолоченной черепицей, ярко свер кавшей на солнце: внутренние перегородки, сделанные из ценных

пород деревьев, были украшены изящными скульптурами, бронзой,

зеркалами и парчой. Резные деревянные колонны - консоли, на ко торые опирались покрытые богатой резьбой потолочные балки, сверх

того были еще инкрустированы золотом и драгоценностями.

В глубине громадного зала, перед одним из окон, на возвыше нии стоял королевский трон из золота и дерева драгоценной поро ды. Восседая на нем, камбоджийский король принимал придвор ных, а иногда показывался и своим подданным.

Чжоу Да-гуань описал и облачение камбоджийского короля.

"Только один король может носить одежду из узорчатых тканей. На

голове у него золотая диадема. В иных случаях диадемы нет, и тогда

волосы его убраны пахучими цветами, похожими на жасмин". Шею

короля украшали ожерелья из больших жемчужин; запястья, ло дыжки и пальцы его Божественного Величества были украшены

браслетами и перстнями. Ноги, однако, были босы, подошвы ног и

ладони рук выкрашены каким-то красным лекарственным снадобь ем2. Во время торжественных выходов король держал в руке золо той меч.

Опочивальня камбоджийского правителя была устроена в "Золо той башне", то есть храме Байон. Он построен в виде ступенчатой

пирамиды, а его внутренняя галерея сделана в виде прямоугольника,

все пространство которого занято круглой платформой. Платформа

эта служит основанием для центрального здания диаметром в 25 мет

' Примерно такая же планировка встречается и в современном коро левском дворце в Пномпене

2 Краска, о которой говорит китайский путешественник, - это экст ракт сандалового дерева Он и сейчас находит в Камбодже то же приме нение, но теперь уже не только у одной знати, но и у простого народа.

^ КОРОЛЕВСКИЙ ГОРОД АНГКОР-ТХОМ

125

ров. Храм обнесен каменными стенами, четверо ворот в этих стенах

выходят на четыре стороны света, а пятые открывают путь к царс кому дворцу.

Китайский путешественник сообщает, например, и такие под робности: "Всем известно, что в башне живет душа девятиглавой

змеи, властительницы земли и всего королевства. Каждую ночь она

принимает облик женщины, и правитель восходит к ней на ложе, а

уж потом покидает башню и может идти к своим женам. Если ког да-нибудь змея не появится, это означает, что пришло время смерти

короля. А если король хоть один раз не поднимется на башню,

случится несчастье".

Храм Байон, как писал французский путешественник Анри Муо,

"излучает какое-то колдовское обаяние, и никто не может избежать

его мистического очарования. Оно везде: в развалинах башен, в ла биринтах дворцов и террас, в аллеях с их таинственным полумра ком, в скульптурах и великанах из камня и в мощи вызываемых

ими образов".

К "Залу приемов" в Ангкор-Тхом примыкало помещение, в ко тором несли караул вооруженные саблями и копьями стражники.

Их щиты и шлемы были украшены изображениями самых фантас тических животных. Стража охраняла вход в первый двор, куда

имели доступ лишь офицеры и высшие королевские чиновники:

министры, члены суда, должностные лица, смотрители ворот и войск,

начальники королевских складов и служители, ведавшие королевс кими слонами. Внутри первого двора тоже размещалась караульная

стража. А так как здесь всегда было довольно много народа, то во

избежание несчастных случаев на копья солдат надевали шарики.

Второй двор, следовавший прямо за первым, представлял собой

прекрасный парк, в который выходили комнаты, где король прини мал принцев, важных министров, первосвященников и жреца коро левской линги.

Не оставался король без охраны и в собственных апартаментах,

где его охраняли амазонки. Они разрешали входить в королевские

покои только женщинам, принадлежавшим к королевскому дому,

узнавая их по особой прическе. Кроме супруги-королевы, первой

жены, у короля было много наложниц из знатных семей - часто это

были дочери властителей других государств. Чжоу Да-гуань сообща ет, что "тысяча молодых принцесс, каждая из которых подобна бо гине красоты, находится в распоряжении короля. Они различаются

национальными костюмами и прическами, сделанными так, как это

принято у них на родине, но всех их объединяет страстная любовь к

нему".

^ 126 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА

Помимо этих избранных жен в королевском дворце жило еще

много других наложниц менее высокого ранга: сотни прислужниц,

танцовщицы, очаровательные цветочницы и горничные. Для непос лушных и легкомысленных женщин в королевской усадьбе была

тюрьма.

К королевскому дворцу примыкали дворцы принцев и высших

чиновников. Строгой табелью о рангах предусматривалось, что выс шим чиновникам полагается паланкин с золотыми шестами и четы ре зонта с золотыми рукоятками. Тем, кто был рангом пониже, -

паланкин с золотыми шестами и два зонта с золотыми рукоятками.

Придворные, стоявшие на самой низшей ступени дворцовой иерар хии, довольствовались лишь одним зонтом с серебряной ручкой.

В некотором отдалении от королевского дворца находился це лый маленький город, в котором размещались королевские слуги,

торговцы, ремесленники, конюшие. Тут и там был слышен стук

молоточков златокузнецов; сидели, склонившись над драгоценными

камнями, королевские ювелиры, ткали драгоценные одежды ткачи.

Чуть ли не целый полк поваров занимался приготовлением всевоз можных пряных и изысканных кушаний.

Всегда было полно работы и у писцов. Они писали тоненькими

палочками на пергаменте из оленьей или другой тонкой кожи, окра шенной в черный цвет. Палочки эти оставляли на пергаменте нести рающийся цвет, а чтобы удалить написанное, пергамент протирали

специальной жидкостью.

Вокруг королевского дворца и примыкавших к нему кварталов

простирался бесконечный город-сад, утопающий в зелени. Город

Ангкор-Тхом скорее напоминал целый ряд деревень, разделенных

огородами и участками рисовых полей. Дома в тени арековых пальм

или за изгородью из бамбука возвышались на ножках-столбах. В

дом поднимались по веревочным лестницам, а то и просто по стволу

дерева. Стены и пол крестьянских домов были сделаны из сплетен ных полосок бамбука, а крыши - из соломы.

В Ангкор-Тхом существовало много праздников, почти в каж дом месяце был свой особенный праздник. В этих поистине всена родных торжествах принимал участие каждый житель страны, вплоть

до самого последнего шудра. Обычно торжества проходили на Коро левской площади в присутствии правителя, восседавшего на богато

украшенной трибуне на Террасе Слонов. Она поднималась над зем лей на высоту пять метров, и, чтобы подняться на нее, надо было

пройти через пять площадок, соединенных лестницами, высеченны ми в каменном монолите. На центральной платформе король при нимал почетных гостей и, пока те шествовали, взирал на них сверху.

^ КОРОЛЕВСКИЙ ГОРОД АНГКОР-ТХОМ 127

Терраса Слонов была увита цветами и украшена фонариками, а

напротив нее, на специальном помосте раскладывались петарды и

ракеты. Как только спускалась ночь, королю докладывали, что все

готово к торжествам.

Во время королевского выхода впереди колонны двигалась кава лерия, вслед за которой несли знамена и штандарты, а за ними

следовал оркестр. Затем выступали придворные дамы числом от 300 до

500 - в узорчатой одежде и с цветами в волосах, в руках они держа ли большие свечи. Вслед за ними шествовали придворные дамы,

несшие в руках золотые и серебряные предметы королевского оби хода, а также различные украшения. За ними двигались амазонки -

личная охрана короля.

После амазонок появлялись колесницы, украшенные золотом и

запряженные лошадьми и козами. Верхом на слонах ехали принцы и

министры, которых сопровождало множество слуг с красными зон тами. Жены и наложницы короля восседали на спинах слонов в

паланкинах, а рядом с ними несли зонты, украшенные золотом.

Позади всех, стоя на слоне и держа в руках драгоценный меч,

ехал король. Бивни королевского слона были позолочены. Слуги

несли более двадцати белых зонтов, ручки которых были сделаны из

золота. Вокруг короля шествовало множество других слонов и тес нилась охраняющая его конная стража.

^ ДВОРЕЦ ХАНА УГЭДЕЯ В КАРАКОРУМЕ


Южный фасад дворца хана Угэдея

В середине XX века монгольско-советская археологическая экс педиция под руководством известного исследователя С. В. Киселева

проводила раскопки на территориях Южного Забайкалья и Север ной Монголии. Участникам экспедиции, в числе многих других на ходок, удалось еще найти фундамент величественного дворца Ту мэн-Амгалан, который в 1245 году в Каракоруме - древней столице

3179605507790901.html
3179657993826340.html
3179738493520234.html
3179835742838501.html
3180018229766788.html